«Идущий через века: Микеланджело Буонарроти», к 545-летию со дня рождения итальянского скульптора, живописца, поэта Б. Микеланджело

 

Микеланджело (полное имя - Микеланджело де Франческо де Нери де Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры.

6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной. Поэтому, когда мать умерла, многодетному отцу пришлось отдать 6-летнего Микеланджело на воспитание его кормилице в деревню. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.

Видя ярко выраженные наклонности сына, Лодовико в 1488 г. отдал его в обучение художнику Доменико Гирландайо, в мастерской которого Микеланджело провел год. Затем он становится учеником знаменитого скульптора Бертольдо ди Джованни, школе которого покровительствовал Лоренцо де Медичи, в то время являвшийся фактическим правителем Флоренции. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. При дворе покровителя Микеланджело находится с 1490 г. до его смерти в 1492 г., после чего уезжает домой.

В июне 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим: туда, купив понравившуюся скульптуру, его вызывает кардинал Рафаэль Риарио. С этого времени биография великого художника связана с частыми переездами из Флоренции в Рим и обратно. Ранние творения уже обнаруживают черты, которые будут отличать творческую манеру Микеланджело: восхищение красотой человеческого тела, пластическую мощь, монументальность, драматичность художественных образов.

На протяжении 1501-1504 гг., вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он работал над прославленной статуей Давида, которую почтенная комиссия постановила установить на главной городской площади. С 1505 г. Микеланджело снова в Риме, куда его призывает папа Юлий II для работы над грандиозным проектом – созданием его роскошного надгробия, которое, по их совместному замыслу, должно было окружать множество статуй. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г.

         

Период с 1515 по 1520 гг. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» - службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. С 20-х гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» - снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене; над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Петра. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета».

На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии.

Глубокие, пронизанные трагизмом, посвященные вечным темам любви, одиночества, счастья мадригалы, сонеты и другие стихотворные сочинения были высоко оценены современниками. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).

18 февраля 1564 г. великий представитель эпохи Возрождения скончался. Его тело перевезли из Рима во Флоренцию и похоронили в церкви Санта-Кроче с огромными почестями.

Хойзингер, Л. Микеланджело Серия: Великие мастера итальянского искусства М.: Слово, 1996. - 80 с.

Монография о творчестве итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта эпохи Высокого Возрождения Микеланджело (собств. Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Боунаррото Симони; 1475-1564) представляет интерес как для специалистов, так и для широкого круга любителей изобразительного искусства. Обо всём этом и не только в книге Микеланджело. Очерк творчества (Лутц Хойзингер)

Современный словарь-справочник по искусству /Науч. Ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп ООО «Издательство АСТ», 2000. – 816 с.

Издание включает имена, термины и понятия из различных областей искусства, эстетики и психологии творчества. Словарь предназначен в первую очередь для учащихся старших классов и преподавателей изобразительного искусства, музыки, театра, мировой художественной культуры, а также литературы и других гуманитарно-художественных дисциплин. Может быть адресован широкому кругу читателей — всем интересующимся вопросами мировой культуры.

Нардини, Бруно Встреча с Микеланджело : [Для сред. и ст. шк. возраста : Пер. с ит.] / Бруно Нардини; [Вступ. ст. и примеч. И. И. Тучкова]. - М. : Дет. лит., 1986. – 189 с.

Очерк о жизни и творчестве великого художника эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Пер. с итал.Н.Б.Томашевского; Вступит. статья и прим. И.Тучкова; Оформл. В.Карцева. На авантитуле гравюра неизвестного мастера, портрет Микеланджело около 1560г.

Самин, Д. К. Сто великих художников / Д. К. Самин. - М. : Вече, 2000. - 478 с. - (100 великих).

Среди великих художников мира, представленных в данной книге, нет двух одинаковых мастеров. Все они очень различаются по манере письма, творческому подходу, колориту и темпераменту. Но каждое из великих имен с благодарностью и любовью вспоминают подлинные поклонники живописи. Благодаря им живо искусство мастеров прошлого и настоящего. Именно им, любителям и ценителям мировой живописи, предназначена новая книга из серии "100 великих".

Ионина, Н. А. Сто великих картин  / Н. А. Ионина. - М. : Вече, 2000. - 512 с. - (100 великих).

"100 великих картин" - очередная книга популярной серии "100 великих", составленная из очерков о самых выдающихся картинах в истории человечества. Читатели смогут не только узнать много нового и интересного об истории создания этих картин, но и совершат своеобразное путешествие по мастерским самых великих художников мира - от Боттичелли, Леонардо да Винчи и Андрея Рублева, до Ильи Репина, Клода Моне и Сальвадора Дали.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В.М. Полевой; Ред. кол.: В.Ф. МАркузон, Д.В. Сарабьянова, В.Д. Синюков (зам. гл. ред.) – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 432 с.

В Популярной художественной энциклопедии помещены статьи о видах искусства, художественных стилях и направлениях, наиболее распространенных терминах изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, краткие статьи об искусстве отдельных стран и народов, о городах, богатых художественными памятниками, о крупнейших художественных музеях и периодических изданиях в области архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также о выдающихся деятелях советского и мирового искусства. Издание богато иллюстрировано.